Реверсивный факторинг (он же финансирование кредиторской задолженности, финансирование цепи поставок) – это решение, ориентированное на покупателя, поскольку инициатива получения такого финансирования исходит именно от покупателя, а не от поставщика. Реверсивный факторинг сосредоточен на финансировании кредиторской задолженности – помогая покупателю оптимизировать оборотный капитал за счет увеличения отсрочек платежей, одновременно позволяя поставщику получать оплату за выставленные инвойсы сразу. При этом расходы на финансирование обычно несет поставщик, одновременно используя более высокий кредитный рейтинг покупателя для снижения расходов. Такое win-win решение может изменить управление оборотным капиталом в лучшую сторону для обеих сторон.
Начало работы – какие преимущества от реверсивного факторинга получают покупатели?
Для начала, покупатели должны учесть, что предоставляя своим поставщикам доступ к финансированию, они могут:
Программы реверсивного факторинга усиливают различные корпоративные функции, но особенно выгодны финансовому отделу и отделам закупок.
Дальше – больше: подводные камни и как их избежать.
Для получения как финансовых, так и оперативных возможностей реверсивного факторинга, покупатель должен выбрать партнера, предоставляющего такой вид финансирования. Это может быть как крупный коммерческий банк, так и платформа SCF. Торговое финансирование и корпоративные банки обычно предлагают реверсивный факторинг, но предложение часто доступно только их крупнейшим клиентам из-за операционных ограничений (например, стоимость привлечения новых поставщиков, невозможность привлечения иностранных поставщиков, необходимость обеспечения постоянных потоков). Если быть более точными, банковские решения сужают круг поставщиков, поскольку многие МСБ и трансграничные поставщики не могут получить финансирование. Можно использовать несколько банков параллельно, чтобы увеличить охват цепи поставок, но это дублирует процессы и увеличивает операционные нагрузки.
Но есть решение. Удобные для банков платформы SCF могут преодолеть все эти препятствия, позволяя покупателям среднего размера использовать реверсивный факторинг, ликвидность от финансистов, у которых есть возможности привлечения новых клиентов и валюты, что делает процесс проще.
При интеграции собственной программы реверсивного факторинга покупатель должен обращать особое внимание на кредитный риск и обязательства, которые он берет на себя в процессе. При традиционном факторинге поставщик открывает кредитную линию в банке и получает ссуду под залог дебиторской задолженности. Покупатель может подтверждать или не подтверждать инвойсы в процессе. Однако при реверсивном факторинге покупатель подтверждает долг, принимая на себя безотзывное обязательство оплатить инвойс согласно договоренности. В результате банк открывает кредитную линию для покупателя и ожидает от него юридически обязательных утверждений. Поэтому разумно устанавливать лимиты с несколькими банками, и в случае если кредитный лимит конкретного банка потребуется для других целей или вообще будет по каким-то причинам недоступным, другие банки могут обеспечить стабильность поставщикам.
Кредитные лимиты будут зависеть от кредитного профиля покупателя и его платежной дисциплины. Многие финансисты базируют свои кредитные решения на публичных данных, если речь идет о крупных и авторитетных компаниях, в то время как покупатели среднего размера должны быть готовы к дополнительным проверкам. Банки и платформы будут запрашивать общую информацию и подробную финансовую отчетность. Платформы позволяют покупателю передать этот процесс на аутсорсинг, отправив данные единовременно, и вместе с поручением поделиться информацией с желаемыми финансистами.
Покупатель также должен согласовать с банком или платформой протоколы обмена данными и утверждениями. Если инвойсов мало и они большие, достаточно будет ввести информацию на основе файлов или вручную. Если количество инвойсов растет и включает кредиторскую задолженность с низкой стоимостью, требуется большая степень автоматизации для API. Учитывая это, провайдер реверсивного факторинга должен разрабатывать и внедрять решения, подстраиваясь под системы учета покупателя, а не наоборот.
Хотя на первый взгляд, процесс интеграции программы реверсивного факторинга сложен, на самом деле он очень прост для покупателей. Покупателю необходимо предоставить информацию о финансовом состоянии и пройти стандартные проверки. Большая часть технической нагрузки ложится на провайдера программы (будь то банк или платформа). При этом, преимущества существенны.